Бактус. Техника энтрелак, вязание спицами


Бактус. Техника энтрелак, вязание спицами

Фото: Т. Родионовой

Название происходит от французского entrelacer – «переплетать». Техника кажется очень сложной, но для выполнения базового узора достаточно уметь вязать лицевые и изнаночные петли, набирать петли по краю рабочего полотна. Использование ажурных узоров позволяет выполнять нарядные и легкие изделия.

Бактус (англ. Baktus) – это оригинальный шарф, связанный в виде треугольника. Считается, что впервые бактус появился в Северной Европе, он по праву считается продолжением давней норвежской традиции женского и мужского народного костюма.

Для асимметричного шарфа/бактуса с длиной сторон 150, 125 и 63 см использовано около 300 г гладкой и буклированной (шерсть и акрил) пряжи 400-420 м/100 г различных оттенков сиреневого, спицы на леске 2,0, две чулочных спицы 2,0. Темные квадраты связаны узором с 4 листочками по схеме 1, светлые – узором с одним листом по схеме 2. По нижним сторонам этого шарфа привязана кайма с ажурными уголками по схеме 3.

Подробно техника изготовления изделия из разнонаправленных прямоугольников описана в Плед «Плетенка».

Начало вязания бактуса — прямоугольник 1 на схеме 4 «Последовательность вязания элементов». Набрать 35 петель, связать самой темной (первый цвет) нитью 70 рядов (2 раппорта узора) по схеме 1, фото 1. После этого прикрепить к правому верхнему уголку нить второго цвета и вязать прямоугольник 2 по схеме 2, фото 2. В конце каждого лицевого ряда провязывать вместе краевую петлю узора и петлю со спицы, последовательно привязывая вертикальный край нового элемента 2 к открытым петлям последнего ряда элемента 1. Закончив прямоугольник 2 набрать нитью второго цвета 35 петель по вертикальному краю элемента 1 и связать по схеме 2 еще один прямоугольник 3.

Продолжить работу нитью первого цвета, связать на готовой части бактуса еще 3 элемента (4, 5 и 6) по схеме 1 «Узор с 4 листочками». Для следующего элемента (7 на схеме) набрать новой нитью (третий цвет) 35 петель и вязать узор по части схемы 2, ограниченной правой ступенчатой линией. В каждом четвертом ряду уменьшать количество петель на одну, выполняя по правому краю наклонную линию. Элементы 8, 9 и 10 – полные прямоугольники.

Элементы 11 и 12 вязать так же, как 4 и 5. Элемент 13 начать обычным образом, связать 1 полный раппорт узора по схеме 1 «Узор с 4 листочками». Во время выполнения второго раппорта в лицевых рядах не довязывать по 2 петли (ступенчатая линия на схеме). Элемент 14 – уголок – связан так же, как верхняя часть элемента 13. Провязать один общий ряд на наклонных сторонах элементов 14 и 13, выравнивая ступеньки. Свободно закрыть все 70 петель.

Для элемента 15 набрать по вертикальному краю 13-го элемента 18 петель, связать треугольник ориентируясь на схему 2 и левую ступенчатую линию, возможно использование только чулочной глади (не выполнять оставшуюся часть узора по схеме). Вязать 16-й элемент аналогично 7-му, 17-й, как и 10-й — полный прямоугольник. 18-й и 19 элементы вязать так же, как 13 и 14-й. 20-й – как 15-й. Получился треугольник, одна сторона которого (125 см) вдвое больше другой (63 см).

Для оформления двух сторон шарфа связана ажурная кайма по схеме 3. Прикрепить к уголку элемента 7 темную нить, набрать 11 петель, провязать их изнаночными, затем провязать 1 лицевой ряд по схеме 3. На свободную спицу подхватить петли из краевой косички (фото 3). Последнюю петлю каждого изнаночного ряда провязывать вместе с петлей из краевой косички, прикрепляя кайму к основному полотну, 3 петли внешнего края во всех рядах, чтобы край не закручивался, вязать лицевыми (платочная вязка). Удобно вязать кайму на коротких чулочных спицах.

Готовую кайму обвязать по внешнему контуру 1 рядом столбиков без накида темной нитью. Длинную сторону бактуса обвязать 2 рядами СБН, фото 4.

Из нитей разных цветов связать на 20 ВП спиральки по схеме 5. Пришить по 5 спиралек, как кисточки, на уголках.

Использование ажурных узоров делает изделие легким и воздушным, использование двух различных узоров усложняет фактуру. Использование нитей различных цветов подчеркивает технику вязания. Выбор цветов зависит от назначения изделия и возможностей вязальщицы. Важно чтобы нити были близкой толщины и состава, а в изделии присутствовал «объединяющий» цвет, который использован в нескольких элементах серединки и кайме.

Автор: Татьяна Родионова

«Уроки рукоделия» www.tatknitting.ru

курсы вязания, консультации, работа на заказ 1vyazanie@gmail.com



Source link