Автоматическая коробка передач (АКП, встречается АКПП, «Автоматическая коробка перемены (переключения) передач», ремонт dsg) — разновидность трансмиссии автомобилей, обеспечивающая автоматический (без прямого участия водителя) выбор соответствующего нынешним условиям движения передаточного числа, в зависимости от множества факторов.

С чисто технической точки зрения, «автоматической» является любая разновидность коробки передач, в которой переключение передач осуществляется автоматически, без участия водителя. Впрочем исторически наименование «автоматическая коробка передач» закрепилось лишь за одной разновидностью таких коробок передач — гидромеханической планетарной коробкой передач, которая и описывается по превосходству в данной статье. В последние десятилетия наравне с классическими гидромеханическими АКП предлагаются и разные варианты механических коробок передач с автоматизированным переключением («роботы»), имеющих электронное управление и электромеханические либо электропневматические исполнительные устройства — по указанным выше причинам они выдаются в обособленный класс. Применяемая на некоторых автомобилях вариаторная передача разновидностью автоматической коробки передач не является, как и коробкой передач вообще — вариатор осуществляет метаморфоза передаточного числа трансмиссии плавно, без каких либо фиксированных ступеней (передач), и, таким образом, является подвидом бесступенчатой трансмиссии.

Согласно принятой инженерной терминологии, «автоматической коробкой передач» именуется только планетарная часть аппарата, непринужденно осуществляющая переключение передач, которая совместно с гидротрансформатором образует автоматическую передачу. При этом автоматическая коробка передач неизменно действует в паре с гидротрансформатором, без которого её типичная работа немыслима, следственно в обиходе зачастую «автоматической коробкой передач» именуют каждый трансмиссионный аппарат, включая и гидротрансформатор, что является не абсолютно точным — гидротрансформатор непринужденно в переключении передач не участвует, а лишь подаёт заданное значение вертящего момента на входной вал автоматической коробки и обеспечивает гашение толчков при переключении передач.

Автоматическая гидромеханическая передача включает в себя гидротрансформатор вертящего момента (он же гидродинамический трансформатор, ГДТ) и автоматическую планетарную коробку передач.

Гидротрансформатор состоит из 3 рабочих колёс — насосного (жёстко связанного с корпусом), турбинного и статора (реактора). Статор устанавливается между насосным и турбинным колёсами, он оснащён обгонной муфтой, которая затормаживает его вращение по мере комплекта циклов насосным колесом, а при циклах приблизительно в 3/4 от максимальных (так называемый «стоповый режим») — всецело блокирует. В некоторых вариантах исполнения его затормаживание также может осуществляться принудительно при помощи фрикционной муфты, что содействует больше высокоэффективной работе гидротрансформатора во каждым диапазоне циклов. Все детали гидротрансформатора требуют экстраординарно высокой точности изготовления, взаимной установки и балансировки, следственно в подавляющем большинстве случаев ГДТ оформляется в виде неразборного и неремонтируемого в процессе эксплуатации узла.

Конструктивно гидротрансформатор устанавливается традиционно так же, как сцепление касательно МКП — между мотором и собственно картером АКП, внутри его колоколообразного растяжения, служащего для закрепления на картере мотора (в некоторых случаях колокол может быть исполнен разъёмным с картером АКП, скажем на «Чайке»). Корпус гидротрансформатора, жестко связанный с насосным колесом, закрепляется на маховике мотора, аналогично корзине сцепления — правда сам маховик при этом как правило гораздо легче, чем применяемый в случае установки МКП (что компенсируется массой самого гидротрансформатора), а турбинное колесо находится в зацеплении со шлицами первичного вала АКП.

Основная функция гидротрансформатора (в различие от легкой гидромуфты) — реформирование вертящего момента, то есть, кратковременное увеличение его значения, передаваемого на АКП во время разгона автомобиля. Показатель трансформации (реформирования) вертящего момента может при этом добиваться трёх — то есть, величина вертящего момента, подаваемого через ГДТ на первичный вал АКП, может кратковременно добиваться величины втрое большей по сопоставлению с выдаваемой в данный момент мотором. Такое увеличение величины вертящего момента обеспечивается за счёт накопления и дальнейшего применения кинетической энергии относительного (от центра насосного колеса к его периферии за счёт центробежной силы) движения находящейся внутри гидротрансформатора жидкости. Также, вследствие отсутствию жёсткой кинематической связи между элементами гидротрансформатора, он, как и гидромуфта, исполняет функцию демпфера крутильных колебаний и обеспечивает гашение толчков, возникающих при переключении передач, что повышает комфортабельность и исключает ударные нагрузки в трансмиссии.

Ремонт DSG в Ростове-на-Дону