Социологический опрос, накрутка опросов — метод социологического изыскания, заключающийся в сборе и приобретении первичных эмпирических сведений об определённых суждениях, умениях и общественных фактах, составляющих предмет изыскания, путём устного либо письменного взаимодействия изыскателя (интервьюера) и заданной общности опрашиваемых (интервьюируемые, респонденты).

«Способ опроса — самый общеизвестный из социологических способов, определяющий „образ“ социологии в глазах непосвященных и, к тому же, имеющий самую богатую и давнишнюю историю. Заявление о том, что примерно нереально дать суровое и досканальное определение того, что такое опрос, на 1-й взор кажется глупостью.

Современная наука систематизирует социологические опросы по нескольким основным тезисам.

По методике проведения
устные
письменные
По способу взаимодействия с аудиторией
индивидуальные
групповые
Существует систематизация общественных опросов по месту проведения (дома, на улице, на работе, в клинике, в местах лишения воли и т. д.). По степени формализации выделяют свободные (недирективные, неформализированные), фокусированные (полуформализированные) и всецело формализированные — жестко направленные на приобретение определенных эмпирических данных.

Непосредственные и опосредованные
В зависимости от того, как именно осуществляется приобретение нужной информации от опрошенных лиц, соц.опрос может быть непосредственным либо опосредованным. Непринужденный опрос (интервью) проходит при индивидуальной беседе с респондентом с глазу на глаз. Его зачастую проводят представители прессы.
Опосредованный (заочный) соц.опрос может осуществляться по телефону, через Интернет, почтовые письма и т. д. Для его проведения, как правило, составляется особая анкета с вопросами, которую заполняют респонденты. Итоги этого анкетирования интерпретируются для приобретения необходимых социологу данных.
Сплошные и выборочные
Социологический опрос может проводиться с применением случайной либо предварительно подобранной по необходимым изыскателю критериям выборки. Сплошное изыскание предусматривает стихийный опрос респондентов различного пола, возраста, общественного ранга и яруса образования. Оно охватывает всю общность респондентов (скажем, членов организации).

Накрутка опросов