Брусчатка — твёрдое дорожное покрытие, разновидность мостовой, выложенной плоскими прямоугольными (либо иной формы) брусками примерно идентичной формы и размера. Также брусчаткой зачастую называют сами бруски, либо брусчатый камень, из которого строилось дорожное покрытие.

В различие от других видов мостовых, в частности булыжной, выполнявшейся из обыкновенного необработанного булыжника, уложенного на песчаную подушку без специального порядка, гранитная брусчатка традиционно представляет собой дерзко обработанный камень, обколотый до примерно прямоугольной формы и выложенный упорядочными рядами так, дабы обеспечить максимально ровную и гладкую поверхность. Помимо колотых, используются также пиленые разновидности брусчатки. Поверхности брусков и плитки, исключительно пиленых, изредка подвергаются шлифовке.

Брусчатые мостовые были знамениты в мире вплотную до 20-х годов XX столетия, правда их распространение и было ограничено в основном большими городами, от того что только в них интенсивность дорожного движения могла оправдать их достаточно высокую стоимость, а городские бюджеты разрешали довольный ярус затрат. Значительно больше дешёвый и примитивный в укладке асфальт и несколько больше драгоценный, но примерно столь же долговечный бетон стремительно вытеснили брусчатку из дорожного строительства, за исключением особенно нагруженных участков, а также тротуаров и пешеходных зон, где она используется из эстетических соображений, причём, как правило, в виде облегчённой тротуарной плитки.

Во многих местах брусчатые мостовые не были разобраны, но послужили в качестве крепких и надёжных оснований для нового асфальтового либо бетонного покрытия. В процессе износа такого покрытия в глубине трещин и колдобин зачастую дозволено видеть сохранившуюся брусчатую основу.

Материалы
Классический брусчатый камень традиционно изготавливается из твёрдых горных пород, имеющих высокую несущую способность и огромную стойкость к износу, скажем гранита либо базальта. Варианты, применяющиеся для менее нагруженных дорог либо пешеходных тротуаров, могут выполняться также из менее плотного камня, скажем известняка либо сланца, либо отливаться из бетона. В США знаменито мощение пешеходных тропинок кирпичом. Тротуарная плитка зачастую изготавливается из керамики.

Достоинства
Очень высокая надёжность и долговечность. Брусчатый камень традиционно имеет высокую несущую способность и немного изнашивается. Вымощенные гранитными плитами дороги времён Старинного Рима во многих местах до сих пор пригодны к применению.
Подобно булыжной мостовой, брусчатка укладывается на песчаную подушку, что обеспечивает очаровательный дренаж и стабильность к размытию покрытия.
Брусчатая мостовая не является жёстким покрытием и отдельные элементы могут двигаться касательно друг друга. Это разрешает покрытию сберегать целостность при подвижках почвы и непомерных нагрузках.
С эстетической точки зрения, чётко структурированный рисунок брусчатой укладки, в сопоставлении с однородной поверхностью асфальта, выглядит отменнее.
Недостатки
Высокая стоимость как материалов, так и установки. Брусчатый камень не только недёшев сам по себе, но также требует крупных расходов труда квалифицированных рабочих по его укладке.
Довольно высокая стоимость сервиса. Брусчатая мостовая склонна к вспучиванию и проседанию, исключительно при недоброкачественной укладке, а также к раскалыванию при повышенной нагрузке.
Высокие требования к качеству дренажа. Неверный дренаж приводит к накоплению воды в песочной подушке и размыву мостовой.
За исключением высококачественно уложенной пиленой плитки, брусчатые мостовые имеют крайне высокий ярус шума по сопоставлению с асфальтовым и бетонным покрытиями.
Комфортность езды по брусчатке невысока, вызывает неприятную вибрацию в едущей машине.
Сцепление колес с мокрой брусчаткой (исключительно шлифованной) дюже низкое, что может вызвать занос даже при малой скорости; мокрая брусчатка исключительно опасна для мотоциклистов.
Неудобна при ходьбе, исключительно при применении высоких и тонких каблуков типа «шпилька».
Сопротивление качению в полтора раза выше, чем у асфальта. Это обозначает гораздо меньшую грузоподъемность транспорта на дорогах, покрытых брусчаткой.

Гранитная брусчатка