Сонник, к чему снится змея — книга, предназначенная для истолкования сновидений, а также для ониромантии (предсказания грядущего по снам).
Первый знаменитый сонник относится ко временам Старинного Египта (2000 лет до нашей эпохи); в нём содержатся толкования двухсот снов и волшебные обряды для охраны от гневных духов.

Систематизацией снов занимался Артемидор Далдианский во II веке н. э. в своём всецело дошедшем до нас соннике «Онейрокритика» в пяти книгах. Артемидор разделял обыкновенные сны и провидческие; предсказания грядущего в последних могут быть очевидными либо иносказательными, сонник посвящён именно аллегориям. Первые четыре книги «Онейрокритики» систематизируют связи сновидений и действительности с применением метафор и метонимии: «Заливные луга на пользу одним лишь пастухам, для остальных же они обозначают безработицу, а для путников препятствия, потому что эти луга бездорожны». По Артемидору, толк сны зависит от определенного человека: «Гестия и её статуи обозначают для должностных лиц совет и поступление прибылей; для примитивных людей — собственную жизнь; для предводителя либо царя — полноту их власти». Пятая книга «Онейрокритики» представляет собой разбор учебных примеров.

Святые отцы в целом осуждали интерес к снам как пережиток язычества, правда Тертуллиан в трактате «О душе» и сказал, что сновидения могут содержать священные откровения. В средневековье, позже выхода сочинений Альберта Великого и Фомы Аквинского, атмосфера твердого осуждения попыток интерпретации сновидений как вида гадания пропадает. Именно в это время сонники проникают из Средиземноморья в Европу, а истолкование снов становится доступным ремеслом. При толковании снов новые сонники применяли, в дополнение к метонимическим и метафорическим ассоциациям, самые различные тезисы: тождество, подобие, противоположность.

Средневековые врачи пользовались сонником, тот, что в то время ложно приписывался Арнольду из Виллановы. Интерес к астрологии породил «лунные сонники», которые увязывали вероятность того, что сон сбудется, с фазами луны. Крупнейшую знаменитость приобрёл написанный не позже IV столетия (видимо, на основе труда Артемидора Дальдианского) неизвестным греческим автором «Сонник Даниила». Сонник Даниила был построен как алфавитный перечень сюжетов сновидений; его списки на латыни разошлись по Европе в X веке; с конца XIV столетия возникли переводы на народные языки.

В начале XX столетия возникли научные работы по истолкованию сновидений, а также вышли и обширные обычные сонники (особенно знаменитым является вышедший впервой в 1901 году сонник Миллера.

В дореволюционной России издание магических книг — в том числе и сонников — встречало оппозицию со стороны православной церкви. Так, сонник «Сносудец» входит в списки «еретических» книг, начиная с самого первого, датированного серединой XV столетия.

В СССР сонники не публиковались. Позже перестройки сонники опять стали знамениты, как и другие волшебные публикации (гороскопы, знахарские рецепты, травники). В различие от средневековых книг, компоновка новых изданий претендует на научную систематизацию, что в сочетании с широкой доступностью привело к утрате магического ранга. В 2005 году запрос «сонник» входил (совместно с «гороскопом» и «приколами») в первую десятку рейтинга запросов на русских поисковиках.

Литературный жанр
С литературной точки зрения типичный сонник представляет собой произведение в стиле магической книги либо фольклора. Некоторые изыскатели относят его также к лубку. Ориентацию сонников на малограмотного читателя подчёркивает Белинский: по его словам, творения Пушкина проникли во все захолустья России, «куда дотоле проникали только буквари и сонники».

Сонники традиционно публикуются неизвестно либо под эмблематичными псевдонимами: «Истолкователь снов знаменитой французской сногадательницы госпожи Ленорман, жившей в начале XIX столетия. Составленный по сказаниям древних и новых сногадателей: Иоанна Калиостро, Мартина Задека Албумизара и Иоанна Кенигсберга», «Мартына Задека, стошестилетнего приятного швейцарского старика… предсказания, которые он друзьям своим 20-го декабря 1769 г. перед кончиною открыл». По суждению А. Блума, это создаёт у читателя ощущение, что он знакомится не с чьим-то литературным навыком, а с самой истиной.

Сонник по буквам